Menu

b-600x90 Mvert 1

A+ A A-

Золотой Век

  • Категория: Статьи
  • Просмотров: 2229

Золотой Век

Комплект аппаратуры от “ Audio Physic” составлен из двух акустических систем и двух моноблоков. И те, и другие — флагманы модельного ряда германской фирмы, в ассортименте изделий которой, кстати, нет места дешевым компонентам. Соединительные межблочные и “ колочноые” провода — марки “ Ortofon” . Вопросы есть? Вопросов нет. Дело лишь за подобающим источником звука: до того, чтобы прикоснуться к таинству самых передовых технологий и самых смелых решений современной аудиоиндустрии, которые не приемлют компромиссов, остается лишь один шаг.

Мифы

Любопытно разобраться (хотя бы вскользь) со смыслом в названиях аппаратов: АС носят имя Кроноса, отца самого Зевса,— кажется, в мифологии более старшего по “ должности” персонажа не сыскать. В этой сложной и запутанной иерархии не сразу и разберешься: кажется, именно Зевс впоследствии и сверг дражайшего папиньку, отодвинув величие его грозного имени на второй план. Но что интересно: годы правления Кроноса на посту верховного бога в мифологии до сих пор известны как “ золотой век” . К чему бы стоило вспоминать эти старые байки? Да уж больно имя красивое, кстати, и смысл отыскался: время владения акустическими системами Kronos, видимо, будет для их хозяина лучшими годами его жизни. Его золотым веком.

Усилители названы не так торжественно, и все же весьма емко и лаконично. Простое слово “ моно” — далеко не пустой звук: оно открывает ценителям прекрасного мира аудиообразов дорогу к совершенному звучанию. И добавить к этому слову, пожалуй, нечего, да и не нужно.

Реальность. Усилители

Итак, моноблоки — цифровые, аудиосигналы усиливаются посредством широтно-импульсной модуляции. Разновидность подобного метода усиления, примененного здесь, создатели окрестили как “ HD-концепция” . Смысл аббревиатуры не раскрывается, но я на скорую руку ее расшифровал бы как heavy duty: каждый усилитель весит около 16 кг и представляет собой очень увесистый блок. Шутки шутками, но подлинное значение “ HD” наверняка имеет более глубокий смысл. Создатели сообщают, что преследовали лишь одну основную цель: максимально приблизиться к опыту живого прослушивания живой музыки. Однако и внешний вид усилителей удался, это заметно сразу.

HD-концепция подразумевает совмещение лучшего из аналоговых и цифровых изысканий, при этом — без присущих обоим методам известных недостатков.

КПД каждого моноблока составляет 95%, что при соотнесении с его весом в нашем случае дает 5 кВт кратковременной мощности и 825 Вт долговременной при минимальных искажениях. Хорошие фазо-линейные характеристики и огромный частотный диапазон также являются свидетельствами высокого качества — по крайней мере, если рассмотреть заявленные параметры.

“ Такое совершенство технического устройства иными путями могло бы быть достигнуто в области высоких научных технологий, как, например, медицинские разработки в сфере ядерно-магнитного резонанса” ,— сообщают разработчики. Проверить подобное утверждение трудно, но поверить ему вполне можно. Поразмышляем о совершенстве технического устройства.

Выходному каскаду моноблока не требуется двухполярный источник питания — весь каскад представляет собой лишь один транзистор огромной мощности (технология Single-Ended[1]). В результате удалось значительно сократить нелинейные и гармонические искажения, особенно на высоких частотах. Что же касается переходных искажений, свойственным пушпульным схемам выходных каскадов, то их и нет вовсе.

Схема моноблока — полностью симметричная, усилитель снабжен XLR-балансным, а также обычным RCA- входом.

Конечно, для соединения усилителя с источником предпочтительнее балансная сигнальная линия. Но и использование дорогих асимметричных кабелей предусмотрено: сигнал, поступивший на RCA-вход, симметризуется в первых каскадах усилителя. Конструкция моноблока такова, что выходной импеданс не зависит от частоты. Еще одна особенность: аналоговая фильтрация на выходе аппарата не применяется, но при этом гарантируется и отсутствие цифровых артефактов.

Тепло, возникающее при работе усилителя, рассеивается двумя массивными радиаторами, расположенными по его бокам. Выключатель сети находится на задней стороне, рядом с сетевым кабелем. Переход из режима “ standby” в рабочее состояние осуществляется большой кнопкой, что на передней панели. “ Audio Physic Mono” не имеет реле, задерживающее подключение АС, поэтому усилитель почти сразу по выходе из “ standb” y посылает на них сильный импульс. В описании говорится, что опасаться этого не следует (откровенно говоря, все равно страшновато), зато отсутствие реле положительно сказывается на звуке, и это — хорошо известная техническая истина, которую оспорить сложно.

Акустические системы

Каждая АС весит 120 кг и имеет внушительные габариты. Верхняя (пассивная) часть с СЧ/ВЧ-динамиками отделена от нижней посредством многочисленных виброразвязывающих прокладок — пазы для их укладки есть в торцевых плоскостях обеих частей. Электрическое соединение “ башни” с “ основанием” происходит при помощи массивных клемм и гибких проводов-перемычек, входящих в комплект. Потребуются три человека, чтобы осуществить стыковку: двое приподнимают верхушку, третий — соединяет провода, иначе никак! Инсталляция “ Audio Physic Kronos” в комнату прослушивания будет непростой. Перемещать их можно, лишь сняв “ башни” (а слушать — лишь установив их на место), поэтому представьте, каково будет найти оптимальное место для окончательной установки! В этом есть и положительный момент: владелец с парой приятелей будет занят не один день интересной и творческой работой, развивающей слух, а также и силу рук.

Активная нижняя часть с басовыми динамиками и усилителями для них покоится на широко расставленных “ лапах” с регулируемыми по высоте шипами. Хотя и без этого массивная конструкция АС воистину монументальна и неподвижна в любом случае.

Усилители мощности для НЧ-секции — особая гордость “ Audio Physic” . Для каждого из четырех 10-дюймовых динамиков (расположены по две штуки в раздельных боксах) предусмотрен отдельный 250-ваттный усилитель. Таким образом, пара этих наполовину активных АС имеет суммарный запас мощности 2 кВт для воспроизведения баса. Вряд ли кому-то потребуется этот запас в полной мере, зато работая в лучшем (то есть самом громком) случае лишь в четверть силы, басовые модули этих акустических систем просто не способны на проявление искажений. С невероятной легкостью “ Audio Physic Kronos” создадут звуковое поле любой интенсивности — вплоть до способного вызвать болевые ощущения у слушателя. Но главное, конечно, не это, а то, что владельцу данных АС на любом уровне громкости открыта дорога в мир ярких динамических контрастов и тонких динамических оттенков. Кстати, мощность внешних усилителей вовсе не обязательно должна быть высокой кроме того, будучи избавленными от воспроизведения баса, они смогут более четко и добросовестно “ сосредоточиться” на средних и высоких частотах. Чтобы избежать вибрации корпусов и взаимного влияния динамиков, каждая АС внутри разделена на несколько секций и имеет многочисленные перегородки и ребра жесткости.

Основная часть пассивного СЧ/ВЧ-звена “ Kronos” — фронтальный динамик сложной коаксиальной конструкции. Высокочастотник (кольцевой радиатор) подвешен на карбоновых нитях и расположен в центре 6,5-дюймового среднечастотника (технология SSC — “ струнный подвес” ). Таким образом, получен точечный источник звука, избавленный от фазового сдвига из-за обособленного расположения излучателей в традиционных конструкциях АС. Составной коаксиальный излучатель покрывает частотный диапазон 250 Гц — 50 кГц.

“ Kronos” позиционируется как 3,5-полосная система. Боковые СЧ-динамики как раз и являются дополнением к трем основным полосам, работая в узком диапазоне 250-500 Гц.

Высококачественные элементы пассивных кроссоверов смонтированы на трех раздельных платах в каждой АС. Об активной же фильтрации следует поговорить подробнее.

Средства настройки

С усилителями все просто: включил сетевой выключатель через несколько секунд, когда кольцо вокруг большой кнопки на передней панели засветится красным вместо пурпурного, ткнул в нее — подсветка меняет цвет на синий. Хлопок в АС, вызванный броском постоянного тока, подтверждает готовность к работе. Вот, наверное, и вся настройка.

С “ колонками” , а точнее — колоннами, несколько сложнее. Акустические системы оснащены проводным пультом дистанционного управления. Примечательно, что он может быть подключен к любой из АС, а сами они должны быть соединены между собой проводом общей шины управления.

Состояние выбранных значений параметров отображается на небольшом жидкокристаллическом дисплее.

В основном, настройке подлежит басовая часть системы, и включается она здесь же. Пользователь может выбрать уровень громкости басов относительно СЧ/ВЧ-секций в пределах от -10 до +10 дБ, менять фазу басовых блоков (0/180°), применить или отключить фильтр инфранизких частот.

Кроссовер, согласующий работу активной НЧ-части с остальными излучателями, имеет пять ступеней, на которых изменяется частота среза. Он также может быть выключенным (тогда на басовые динамики поступает весь частотный диапазон). Итого предоставляется шесть вариантов раздела на выбор владельца.

Регулировка “ room gain” — очень тонкая, изменение ее значений не всегда заметно на слух, поэтому не сразу понятно ее назначение — несмотря на, казалось бы, исчерпывающее название. В двух словах: происходит плавная смена характера воспроизведения средних частот, причем в очень небольших пределах. Кажется, настройка влияет — да и то чуть-чуть — лишь на незначительное изменение тонких тембровых красок. Подобным инструментом, видимо, и следует завершать основную настройку АС.

Кроме перечисленных выше, в пульте есть и три готовые, фиксированные настройки. На любой из трех кнопок, соответствующих им, можно сделать свои изменения — и переключаться на “ заводские” настройки и обратно.

Скорее всего, самым разумным способом регулировки будет такой: нужно определиться с самым подходящим из готовых предложений и потом настраивать акустические системы более плавно — уже на свой вкус.

Прослушивание

Предварительная настройка не заняла много времени: приемлемых для нашего помещения вариантов среди всего многообразия регулировок оказалось немного[2].

Гораздо сложнее дело обстояло со временем прогрева и поиском оптимального места для слушателя и АС: сложные и многоэтапные перемещения неподъемных агрегатов потребовали много сил. Что же касается прогрева, то три недели мы, чертыхаясь, вспоминали восторженные отзывы журналистов из “ Stereoplay” , “ Image HiFi” , “ Audio” и проч., что взахлеб рассказывали о чуде из чудес — “ Audio Physic Kronos” . Звучание-то было странным: пронзительный верх звукового диапазона и навязчивая, нервная середина не исправлялись увеличением количества баса — дело было не в тональной сбалансированности. К тому же с басом приходилось быть настороже: прибавление буквально пары лишних делений на шкале регулировки и огромная мощь НЧ-блоков приводили к тому, что АС начинали не на шутку “ дубасить” , что, конечно, очень эффектно, но далеко от изысканий музыкальности.

Кроссовер мы не использовали — даже на самой высокой частоте раздела из общего “ хора” выпадала область нижней середины. Инвертирование фазы приводило к мягкому, с гулом, неразборчивому звучанию, исходное положение — обуславливало некоторую резкость.

Ни смена проигрывателя (а также внешних усилителей и кабелей), ни поиск места для прослушивания не дали ничего, пока не прошел нужный срок “ оживления” путем прогрева.

Лучший результат был получен при расстановке АС на расстояние друг от друга в 3,2 метра (визуально — очень близко, громадные размеры “ колонн” просят другую пропорцию), когда они чуть развернуты наружу — в стороны от акустической оси.

Итак, звучание комплекта, наконец, раскрылось во всей своей многогранной красе. В первую очередь необходимо отметить просто колоссальную глубину музыкальной сцены, которая, кстати, не имеет четкой границы вообще. Самые дальние планы угадываются в нескольких метрах позади АС, но не пропадает чувство, что и еще дальше “ что-то есть” . События на звуковой картине уверенно разворачивались и перед АС, и по внешним сторонам от них. На столь впечатляющем пространстве, где излучатели были как будто ни при чем — просто стояли молча,— каждый инструмент занимал четко осязаемое место. Волшебство объемных эффектов в различных записях приобретало новый смысл: многое, благодаря масштабности звукового почерка АС, открывалось впервые. Сложные тембры натуральных инструментов завораживали высокой правдоподобностью, в меру внятно прослушивались и шумовые призвуки звукоизвлечения, сопровождающие игру на любом инструменте, что только прибавляло достоверности.

С ошеломляющим басом мы уже были знакомы: мощный, быстрый, напористый, но не навязчивый,— сейчас он воспринимался как осязаемый, весьма информативный пульс произведений. Различные группы инструментов создавали затейливые объемные узоры, с большим интересом можно было наблюдать за раскрытием смысла музыкальных связей. Второстепенные фразы и побочные мелодические линии также не ускользали от внимания. Микродинамика на небывалой высоте: столь подробного разнообразия между близко стоящими громкостными интервалами и их четкой дифференциации мне наблюдать на воспроизводящей аппаратуре еще не доводилось. Рельефность и отчетливость одинаково хорошо проявлялись в звучании и сильных, и слабых долей. Самое важное ощущение — потрясающие подробности в воспроизведении, услышать которые предоставлено право лишь владельцам дорогих наушников. Но, кроме того, — в отличие от головных телефонов, комплект от “ Audio Physic” способен создать звуковую сцену невероятных размеров с совершенно четким и “ правильным” расположением участников на ней.

Вывод

“ Критерии оценки воспроизведения не должны подчиняться национальным особенностям или кратковременным модным тенденциям” ,— заявляют создатели “ Audio Physic Kronos” и “ Strada Mono” . Мне кажется, что нам удалось соответствовать данной рекомендации благодаря использованию неодинаковой и вневременной музыки.

И оценка воспроизведения оказалась очень высокой! Еще раз отметим, что многие параметры звучания — во власти владельца, поэтому размер и форма его комнаты прослушивания не будут иметь какого-либо значения.

Акустические системы “ Audio Physic Kronos” (_____)

Технические параметры по данным производителя

Рекомендуемая мощность внешнего усилителя 40-400 Вт

Сопротивление 4 Ом

Рабочий диапазон частот 10— 40000 Гц

Характеристическая чувствительность 91 дБ/Вт/м

Усилитель “ Audio Physic Strada Mono” (____)

Технические параметры по данным производителя

Номинальная выходная мощность

на нагрузке 8 Ом 250 Вт

на нагрузке 4 Ом 500 Вт

на нагрузке 2 Ом 825 Вт

Номинальный коэффициент гармоник 0,1%

Коэффициент демпфирования нагрузки 200

Рабочий диапазон частот при отклонении АЧХ -3 дБ 2-250000 Гц



[1] Трепетное ожидание найти внутри усилителя полупроводниковый прибор с кулак величиной не оправдалось. Разные достойные восхищения компоненты расположены здесь то врозь, то кучками, особенно запомнились силовые трансформаторы и дроссели. Но чудо-транзистор скрывает пространство между платой и массивным днищем, и, судя по всему, он вполне плоский. Добраться же до глубин этой тайны затруднительно, ибо для этого потребуется раскурочить весь усилитель…

[2] Для справки: volume (уровень баса) +2 дБ, кроссовер — отключен, фаза — не инвертирована, сабсоник-фильтр включен (пусть будет, все равно не ощущается на слух его действие, видимо, работает он на очень низкой частоте), room gain — поначалу регулировка вообще не была заметна.