Menu

b-600x90 Mvert 1

A+ A A-

Последние из могикан?

  • Категория: Статьи
  • Просмотров: 1863

Михаил СЕРГЕЕВ

Звук в кинематографе всегда занимал особое место: иногда завидное, чаще - не очень. Возьмите с полки диск, вставьте его в DVD-плейер и прислушайтесь. Все ли вас радует? Меня не все, но есть светлые моменты, и чем дальше, тем их больше. Пример тому Audionet AMP VII, детище одноименной немецкой фирмы.

Разрешите познакомиться
История знакомства с усилителем Audionet AMP VII была проста и незатейлива: послушав и поняв, что звучание мне понравилось, я подошел поближе. Прилагаемый к аппарату мануал скорее может огорчить пользователя: шесть листочков, отпечатанных на лазерном принтере обращает на себя внимание отсутствие всяких сертификатов - ТНХ и тому подобных. Этим фактам можно найти два объяснения: 1) дела настолько плохи, что уже и не до мануалов и сертификации 2) все так здорово, что фирма едва успевает отгружать товар и не знает, куда деньги скирдовать.
Вопрос о ТНХ-сертификации мне представляется ясным, готов подписаться под метким определением, которое дал этому явлению Д. Зиловянский: "акцизная марка". Пригодность акустических систем к воспроизведению многоканального кинозвука еще как-то можно обсуждать - исследовать характеристики направленности или сравнивать параметры тыловых и фронтальных агрегатов. Но что сертифицировать в усилителе, какими такими особенными свойствами он должен обладать, чтобы можно было правильно слушать фонограмму, скажем, "Звездных войн" ,- представить себе не могу. Усилитель или плох, или хорош - чего еще надо? И совершенно непонятно, зачем производители тратят деньги на их сертификацию… Уж не знаю, что и подумать.

Труд тяжелый, но интеллектуальный
А чего там думать,- подсказывает мне здравый смысл инженера: бери в руку инструмент и крути болты! Но сначала - внешний осмотр! Audionet AMP VII представляет собой набор усилителей, связанных только системой защиты и общим сетевым питанием. В нашем случае усилителей было 5, в принципе их количество может варьироваться в пределах от 2 до 7. Конструктивно каждый усилитель выполнен в виде модуля, вставляемого в ячейку общего корпуса.


Естественно, все, что связано с безопасностью, решено в усилителе Audionet AMP VII грамотно. В случае короткого замыкания, перегрева или совсем уж маловероятного самовозбуждения автоматика возьмется решать проблему, можете быть спокойны - справится. Микропроцессорное управление в Audionet AMP VII много чего умеет: от банальной защиты до режима "Warm Up"- но это ли главное в усилителе?
Итак, каждый усилительный модуль имеет два входа: балансный (разъем XLR) и обычный (RCA). Надеюсь, читатель поймет мое решение не останавливаться подробно на описании этих разъемов, оценка проста: нормальные. Балансный вход может оказаться полезным при организации большой системы звуковоспроизведения, когда появятся длинные соединительные кабели, возникнут трудности с "землями" или "общими" проводами. Предусмотрительность вещь не лишняя, но почему тогда отсутствует возможность подключения в режиме bi-wiring? Есть у меня версия, которая кажется логичной: представьте себе домашний кинотеатр в полной комплектации две пары проводов от усилителя к каждой АС в сумме дают 14 кабелей - вы получите непролазные джунгли. А при воспроизведении обычных фонограмм ресурсы Audionet AMP VII дают возможность устроить хоть bi-amping, хоть tri-amping: по три усилителя на левый и правый канал.


На поддоне корпуса Audionet AMP VII размещено 6 вентиляторов, которые сдувают излишки тепла, когда в этом возникает необходимость. И заметил-то я эти вентиляторы, только начав кантовать агрегат, до того они себя никак не обнаруживали, так что систему охлаждения можно считать бесшумной. При неудачном размещении усилителя шум вентиляторов может оказаться заметным, здесь выход только один: не ставьте Audionet AMP VII куда попало, он вполне заслуживает лучшего обращения.

Добраться до внутренностей оказалось непросто - винты завинчены с душой, но иначе и быть не могло: вещь тяжелая, могла и рассыпаться во время транспортировки. Впрочем, завинченными винтами меня не испугаешь - и вот я уже внутри.

Все детали, кроме сетевого трансформатора, установлены на печатной плате. Тут и диоды выпрямителя, и конденсаторы фильтра, и собственно усилитель. Трансформатор тоже расположен неподалеку: и десятисантиметрового провода не потребовалось. Такая компактность вызывает одобрение, очень уж много неприятностей приносят в звукотехнике длинные провода.

"Банки" сетевого фильтра скрыты платой, и что именно там установлено, мне узнать не удалось. Зато хорошо видно, что параллельно этим банкам подключены четыре бескорпусных безвыводных керамических конденсатора и один пленочный 0,47 мкФ - тоже на коротеньких ножках. Эта гирлянда работает в качестве шунта на высоких частотах.

Полутона и оттенки
Рассматривая аппаратуру, я всегда обращаю внимание на мелочи, ведь именно они сегодня определяют свойства аппарата: в области линейных усилителей радикальных новшеств или каких-то схемотехнических открытий в последние годы не замечено, игра идет на нюансах схемотехники, топологии монтажа, режимах. Убери высокочастотные шунты из цепей питания - и получишь какие-то изменения, больше скажу: перенеси эти шунты хотя бы на пару сантиметров в сторону - и усилитель станет другим.


Можно соловьем петь о пригодности тех или иных элементов для звуковых целей, но конденсатор, впаянный выводами в плату, и конденсатор, подвешенный на проводах,- это разные вещи. Имеет значение и длина выводов. В который уже раз отмечу: выводы практически всех деталей в Audionet AMP VII обрезаны под корешок, в том числе мощных транзисторов в выходном каскаде. И это действительно важно. Не менее, чем тип этих транзисторов - который, кстати, так и остался неизвестным: он заклеен ярлычками с таинственными цифрами 3,75 и 4,31. Из-под ярлычка виднеется край логотипа, очень похожего на IRF - "International Rectifier". Это достойная фирма, я пользуюсь ее продукцией. Но что значат цифры на ярлычках? Номер партии, параметр транзистора или режим работы? Ответа нет. Пусть это останется тайной - в оставшейся части усилителя есть еще на что поглядеть.


Монтаж усилителя выполнен по SMD-технологии. Этот тип монтажа - поверхностный - мне нравится по трем причинам. Во-первых, устройство получается дешевле за счет более низкой стоимости комплектующих и автоматизации сборки. Во-вторых, автоматический монтаж снижает вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором. В-третьих - самое значимое,- использование малогабаритных безвыводных деталей упрощает борьбу с паразитными связями на высоких частотах (вплоть до сотен мегагерц).


Фундамент качества усилителя лежит далеко за пределами звукового диапазона частот. Хочешь получить 20-20000 - позаботься о свойствах усилителя в диапазоне от 2 до 200000 Гц, если предполагается ОС глубиной 20 дБ. Десятикратный запас по частоте - это минимум, реально хорошо бы еще один нолик добавить. Вот и получается, что усилитель сигналов звуковой частоты не должен бояться частот гораздо более высоких. Тут-то и всплывают преимущества поверхностного монтажа и безвыводных деталей.


Теория "короткого пути звукового сигнала" представляется мне чем-то шаманским, но короткий провод для звука лучше длинного - это факт. Именно короткие провода мы и видим в Audionet AMP VII. Как следствие: диапазон частот от 0 до 300 кГц по уровню -3 дБ, THD+N - -107 дБ или 0,00045%. Нормально, в общем.


Порадовало меня то, что в ТТД не приведен коэффициент демпфирования, как и масса других бессмысленных параметров. Зато указано не только сопротивление входа, но еще и его емкость. Приятно, что нет в списке параметров и разделения каналов. Конструкция Audionet AMP VII обеспечивает просто сказочное разделение, но для слуха 100, 80 и 60 дБ - одно и то же. Выигрыш здесь в другом: отсутствие "общих" проводов позволяет исключить паразитные связи между каналами, которые портят звучание. Дело в том, что в "общем" проводе присутствует не только "чистый" сигнал, там еще много гармоник, особенно в двухтактных усилителях, работающих в классе В или АВ). Взаимодействие гармоник сигналов из разных каналов на нелинейных элементах, коих в твердотельных усилителях предостаточно, приводит к появлению очень неприятных продуктов, которые заметны на слух при относительном уровне -60 дБ, а то и меньшем. К счастью, как уже было сказано, Audionet AMP VII этими болезнями не страдает.


Мощность аппарата более чем достаточна, обещают 250 Вт на канал при нагрузке 4 Ом, но едва ли этот факт можно безоговорочно занести в список достоинств. В полной комплектации 7 раз по 250 Вт дают почти 2 КВт. Надеяться, что достаточное количество электричества удастся добыть из обычной розетки, может только наивный. Собственно, с количеством электричества проблем, может, и не возникнет, но окажется ли оно надлежащего качества - вот вопрос. В инструкции специально отмечено, что суммарная емкость конденсаторов фильтров в семиканальной версии составляет 345000 мкФ! Именно с восклицательным знаком. Зарядные токи ожидаются немалые, и о качестве сетевой проводки нужно позаботиться заранее.

Ключ - на старт
Итак, включаем. Искр нет, все предохранители целы. Можно ставить диск на шпиндель и, не забыв про фиксатор, закрывать крышку. Сам плейер Audionet VIP и предварительный усилитель Audionet MAP (правда, на этот раз у нас его усовершенствованная версия «V2») уже побывали в руках наших экспертов, и отчеты об их испытаниях вы найдете в журнале
1 (54) 2004, а мы продолжим знакомство с Audionet AMP VII.
Для прослушивания я предпочел двухканальный режим - качество аппарата в этом случае можно оценить вполне адекватно, зато никаких хлопот с расстановкой шести АС и поиском многоканальных фонограмм надлежащего качества. Выбор обычных дисков гораздо обширнее. Начнем с краю.


Жанна Бичевская поет русские народные деревенские и городские песни и баллады. Запись по качеству скромненькая, если не сказать больше, да и аранжировки не блестящие, но гитара и голос со знакомой до последних нюансов фонограммы весьма информативны. Оказалось только, что оценить звучание Audionet AMP VII очень сложно: у него нет индивидуальных признаков, что, кстати, является достоинством. Пространственное разрешение вполне соответствует фонограмме, тональный баланс нареканий не вызывает.


Следующим на шпиндель попал диск "Верните, твари, оптимизм" Тимура Шаова. Тракт выявил успехи и неудачи как исполнителей, так и звукорежиссера - Александра Московцева. Назойливая медь ударных, выпирающий из микса вокал, слышна обработка сигналов - не предполагал, судя по всему, творческий коллектив, что диск будут слушать на столь серьезной аппаратуре. Но желания выключить нет - звучание тракта вполне комфортное, даже проблемная для транзисторных усилителей часть спектра - ниже 500 Гц - не вызывает вопросов.
Много времени было посвящено прослушиванию симфонической музыки - и все равно сказать о звуке нечего. Честно говоря, я не услышал усилителя, он был абсолютно прозрачен. Что можно добавить к старинной формуле "дама, приятная во всех отношениях"? Понятно, что нет предела совершенству и до абсолютного идеала далеко, но потенциал Audionet AMP VII выше того уровня, который еще можно описывать словами.
Пишу я чаще про бюджетную аппаратуру, но слушаю - разную, и мои наблюдения за эволюцией аудиожелеза дают основания для того, чтобы сделать следующего заключения: повышать качество усилителей дальше просто некуда, по крайне мере - в рамках классического понятия "качество звука". Но прогресс остановить невозможно, и на смену линейным усилителям придут ключевые или вовсе даже цифровые - примерно так же, как на смену "винилу" и магнитной ленте пришел CD. В части параметров новое поколение усилителей будет намного лучше, и массогабаритные показатели нас удивят, и цена порадует - но выиграет ли от этого музыка? Увы, скорее нет, чем да. Происходило подобное уже не раз… Сегодня мы жалеем об ушедшем "виниле", и не далек тот день, когда мы с грустью вспомним, что Audionet AMP VII можно было купить в магазине.

Выводы
Хорошая дебютная идея, реализованная на современной технологической базе,- вот основное в усилителе Audionet AMP VII.
Более чем достаточная мощность в сочетании с высокой нагрузочной способностью практически снимает ограничения при выборе акустических систем.


Качество усилителя позволяет использовать его как для кинопросмотров, так и для воспроизведения музыки любых стилей и жанров: от бардов и рока до хоровых и симфонических произведений.
Среди недостатков заслуживают упоминания два: большой вес и энергопотребление - в первую попавшуюся розетку вилки Audionet AMP VII втыкать не следует.