Перевоплощение легенды.
- Категория: Статьи
- Просмотров: 4125
Перевоплощение легенды
Акустические системы Audio Physic Caldera, версия 2005 года
Глава немецкой компании Audio Physic Йоахим Герхард - рисковый предприниматель. Не каждый руководитель отважится взять одну из самых успешных моделей в ассортименте компании и подвергнуть ее кардинальной переделке. Так было с акустическими системами Audio Physic Tempo, о которых мы писали в прошлом номере «АМ», теперь речь идет об Audio Physic Caldera, занимающих вторую ступеньку в линейке после флагманских Audio Physic Kronos. Анонсируя новую версию Caldera, маркетологи использовали рекламный слоган The legend is back . Мне кажется, было бы правильнее применить словосочетание The legend reincarnation , учитывая крайне серьезные изменения в конструкции этих АС.
Напомню, что «оригинальные» Audio Physic Caldera имели необычный трехблочный корпус с модными когда-то рублеными формами. Выпускались они приблизительно с 1995 года. Эти АС в свое время так понравились аудиоэксперту американского журнала «Stereophile» Мартину Колломсу, что он предложил их включить в список «рекомендованных компонентов» своего журнала, в высшую категорию - «Класс А».
Полностью обновленные Audio Physic Caldera были впервые представлены в январе этого года на выставке CES в Лас-Вегасе, а затем, на Hi-Fi Show в Москве состоялась их европейская премьера. Возможно, впервые к нам на тестирование попали акустические системы с серийными номерами, напоминающими номерные знаки автомобилей слуг народа высокого ранга: V002 A и V002 B . Эти АС столь новые, что производитель пока не опубликовал никакой информации, касающейся особенностей их конструкции.
Audio Physic Caldera в версии 2005 года внешне стали похожи на своих «сестер» - модели Avanti, Virgo, и Kronos. Корпус теперь имеет округлые черты. Судя по всему, он изготовлен из выгнутой в форме подковы довольно толстой плиты МДФ, увенчанной массивной (35 мм) передней панелью. Новая Caldera имеет 3,5-полосную конструкцию. Тип акустического оформления - фазоинверторный, с пассивными излучателями (кстати, у старой версии был закрытый корпус). Каждая колонка оснащена расположенными симметрично по бокам, друг напротив друга, двумя басовыми динамиками и двумя пассивными излучателями, причем размещены они как бы по диагонали: у одной АС с левой стороны сверху пассивный излучатель, снизу активный, а с правой - наоборот, у другой АС - так же, только в зеркальном отражении. Таким образом, пассивные и активные излучатели установлены «спина к спине» в горизонтальной плоскости. На передней панели расположены 35-миллиметровый ВЧ-динамик (скорее всего, производства Scan-Speak) с тканевым куполом и фазовыравнивающей насадкой из алюминия, и два СЧ-динамика, один из которых спрятан позади излучателя ВЧ. Тот, который виден - полипропиленовый, диаметром 140 миллиметров. Отделка Audio Physic Caldera выполнена натуральным шпоном. Производитель предлагает следующие варианты фактуры: черный ясень, светлый клен, темный клен, вишня, красный орех, и макассар.
На задней поверхности, под терминалами, расположены три загадочных отверстия, два из которых (нижнее и среднее) соединены перемычкой. Никаких надписей рядом нет, и, поскольку эту перемычку можно вытащить только при помощи плоскогубцев (если вы, конечно, не гнете пальцами монеты и гвозди), скорее всего, она предназначена не для пользователя.
По данным производителя, частоты среза разделительных фильтров у этих АС составляют 150, 500 и 2600 Гц. С помощью тестового диска «АудиоМагазин Tool Disk № 1» я проверил, как распределяется частотный диапазон между динамическими головками (напомню, что эти АС 3,5-полосные). Выяснилось, что НЧ-динамики работают в диапазоне до 150 Гц. Оба СЧ-излучателя начинают играть примерно на 125 Гц, а вот прекращают свою деятельность на разных частотах: нижний где-то на 500 Гц, верхний («невидимка») - на 2500 Гц. ВЧ-динамик начинает работать на 2500 Гц.
Технические параметры у Audio Physic Caldera в процессе модернизации изменились следующим образом: частотный диапазон расширился вниз с 34 Гц до 22 Гц, и вверх - с 22000 Гц до 45000 Гц, чувствительность понизилась с 91 до 89 дБ/Вт/м, импеданс не изменился. Выросла мощность, или нет сказать сложно: у старой модели приводилась максимальная мощность 250 Вт, у новой указана рекомендуемая мощность усилителя 40 - 400 Вт. Новая Caldera стала массивнее на 6 кг, размеры остались практически те же.
Качество звучания
В контрольном тракте, в основном, использовались роскошные усилители VTL: двухблочный предварительный TL-7.5, и оконечник S-400. Последний включался в тетродном режиме, поскольку в триодном динамика и нижний регистр были несколько скромнее.
Audio Physic Caldera не любят тесноты. Они способны воссоздавать звуковые образы почти реальных размеров, в масштабе 1:1. И для того, чтобы как можно больше виртуальных источников звука поместилось в звуковую картинку, необходимо обеспечить достаточное пространство между АС. После некоторых экспериментов, я остановился на следующем расположении участниц тестирования: 5 шагов между АС (столько позволила длина кабелей и ширина комнаты), 4 шага от каждой АС до кресла, оси излучения направлены внутрь , и сходятся на расстоянии около метра перед слушателем. Такая расстановка почти соответствовала «правилу № 1» компании Audio Physic, которое гласит: расстояние между АС должно быть в 1,2 раза большим, чем от АС до слушателя. Хочу сразу обратить внимание на одно из важных достоинств Audio Physic Caldera - они обладают очень широкой диаграммой направленности, зона наилучшего стереоэффекта очень обширная. Я пробовал перемещаться и в горизонтальной и в вертикальной плоскости (даже вставал) - тональный баланс и звуковая сцена оставались практически неизменными. Еще один значимый плюс - исключительно качественный корпус, - никаких слышимых призвуков и резонансов, как и подобает АС такого уровня.
Я начал прослушивание сразу с очень сложной фонограммы - второй части (Allegretto) Пятой симфонии Шостаковича. Этот несколько маргинальный по характеру вальс построен на сильных динамических и тембральных контрастах. Сольные эпизоды (кларнет, скрипка, флейта, гобой) и тишайшее пиццикато струнных, чередуются с мощными оркестровыми tutti. Audio Physic Caldera великолепно справились с задачей. Роскошная звуковая сцена, практически идеальный тональный баланс. Необычайно широкая тембровая палитра - я поймал себя на мысли, что с нетерпением предвкушаю каждый такт, чтобы, как гурме, вновь и вновь насладиться острыми, почти вкусовыми ощущениями от звучания музыкальных инструментов. Давно мне не приходилось слышать такое четкое разделение множества голосов с точки зрения естественности и красоты каждого в отдельности. Слушая музыку в записи, обычно всегда смиренно ожидаешь некоторое однообразие того, или иного характера. Аудиосистема может звучать, например, ярко и сочно, или обладать, скорее теплым, гладким звуком. Audio Physic Caldera воспроизводят музыку необычайно реалистично и многолико, благодаря бесподобным тембральным контрастам: вот играют нежные и бархатистые струнные, вдруг медные духовые неожиданно пронзают слух сочными и красочными аккордами, в то время как группа контрабасов неустанно ваяет инфранизкий фундамент звукового дворца.
Да, нижний регистр у этих АС отличный - никакой навязчивости, монотонности, или бубнения, глубина поразительная. Не устоял перед искушением послушать известную композицию Lord’s Tundra Дина Пира с диска Stereophile Test CD 3 . Ну что сказать Супер! Бас-гитара звучала изумительно цепко, глубоко и детально, с шокирующей динамикой.
Отличительная особенность акустических систем такого класса - способность не просто играть очень хорошо, а играть очень хорошо в большом динамическом диапазоне. Например, у Audio Physic Caldera практически на любой (не вредной для слуха) громкости тональный баланс почти не менялся, а тембры не теряли индивидуальности, были исключительно чистыми и натуральными. Надо признать, этим АС (в сочетании с хорошими усилителями), кажется, подвластны любые динамические экстремумы. А главное, даже на фортиссимо виртуальные источники звука не становились безликими и расплывчатыми кляксами на звуковом полотне.
Резюме
Акустические системы такого уровня нечастые гости в нашей комнате прослушивания. Поэтому, после придирчивого тестирования я поставил себе задачу насладиться как можно большим количеством своих любимых компакт-дисков, пока не настало время расставания с Audio Physic Caldera.
С особым удовольствием я слушал записи больших симфонических оркестров, сложные, масштабные произведения, которые не по плечу акустическим системам ниже классом. Это не значит, что камерные произведения Audio Physic Caldera играла не так как надо. Просто существует довольно много приличных небольших колонок, которые отлично справляются с записями скрипки соло, джазовых трио и т.д., т.п.. А вот исполнить с должным реализмом Кармину Бурану Орфа, Реквием Верди, или Пятую симфонию Шостаковича дано только лучшим из лучших.
Контрольный тракт
проигрыватель компакт-дисков Jadis Symphonia
предварительный усилитель VTL TL-7.5
усилители мощности VTL S-400, LAMM M1.1
Музыкальный материал
- Shostakovich - Symphonies Nos. 5 & 9. St. Petersburg Philharmonic. Temirkanov. (RCA Victor/BMG Classics 09026 68548 2)
- Grammophone. Editor’s Choice. October 2001 (GCD1001)
- Mussorgsky. Pictures at an Exhibition. Royal Philharmonic Orchestra. Yuri Temirkanov (RCA Victor/BMG Classics 60195-2-RC)
- G.Sviridov Snow-Storm - Pushkin's Garland (Gramzapis Company GCD 00214)
- Dire Straits. On Every Street (Warner Brothers 2-26680)
- Stereophile Test CD 3 (STPH 006-2)
Технические параметры по данным производителя
Диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ -3 дБ: 22 - 45000 Гц
Импеданс: 4 Ом
Уровень характеристической чувствительности: 89 дБ/Вт/м
Рекомендуемая мощность усилителя: 40 - 400 Вт
Габаритные размеры (ШхВхГ): 285х1170х490 мм
Масса: 60 кг
Цена, в зависимости от отделки: 19900 или 21990 евро